Все о государственном кадастровом учете объектов недвижимости

Total
0
Shares

Кадастровый учет – это информация, отображенная в специальной базе данных об объектах недвижимости. Любые действия, совершаемые с имуществом, отображаются в реестре.

Ведение кадастрового учета объектов недвижимости стало действовать с 2008 года. С 2013 года данные о строениях, помещениях, квартирах, домах и т. д. стали также отображаться в базе данных.

Суть процедуры заключается в отображении статуса имущества на определенный момент времени, что позволяет избежать мошеннических действий, связанных с двойной реализацией имущества.

Если информация об объекте недвижимости ранее не была внесена в реестр, это не означает, что владелец не обладает все спектром собственнических прав. Но реализовать такое имущество будет невозможно, т.к. потребуются документы на имущество (кадастровый паспорт), без которого нельзя будет провести ни одной сделки. Отсутствие сведений в реестре служит преградой в распоряжении собственностью.

Кадастровому учету недвижимого имущества подлежат все объекты. Исключение составляют:

Земли, предназначенные для определенных целей:

  • Участки с лесами и занятые водоемами.
  • Природоохранные территории (заповедники, заказники и т. д.).
  • Земли, занятые ВС РФ и службами безопасности государства.
  • Космические объекты.
  • Земли для речного и морского транспорта.

Назначение участка отображается в выписке о статусе земли. Ее можно получить в Кадастровой палате. Необходимо предоставить следующие бумаги:

  • Паспорт.
  • Документ о переходе собственности к новому владельцу.
  • Чек об оплате государственной пошлины (для гражданина – 200 р., для фирм – 600 р.).
  • Заполненное заявление.

Изготовление документа занимает 10 дней.

Внесение записи в кадастр осуществляется:

  • на впервые образуемый земельный участок (определение границ впервые или искусственно созданный участок);
  • разделением одного куска земли на части;
  • выделом участка;
  • на построенный объект;
  • частью помещения (комнаты, строения и т. д.);
  • выделом доли из общей недвижимости;
  • видоизмененным объектом недвижимости.

Важность учета недвижимости

Важность заключается в отслеживании судьбы объекта недвижимости. При внесении сведений в реестр отображается информация, характеризующая недвижимость (границы, площадь, этажность, обременения, собственники т.д.). Таким образом, данные реестра:

  • представляют собой характеристики земли или здания;
  • отображают имеющиеся обременения;
  • несут сведения о собственнике или собственниках имущества;
  • определяют целевое назначение объектов недвижимости;
  • образуют цепочку всех действий, осуществляемых с недвижимостью;
  • позволяют минимизировать незаконные действия в имущественной сфере и т. д.

Как проверить, стоит ли объект недвижимости на кадастровом учете

Ведение кадастрового реестра началось с 1998 года. До этого момента постановка на учет не являлась обязательной процедурой, поэтому приобретенная квартира или дом, полученный по наследству, могут оказаться не зарегистрированными в госреестре. Без выписки из Росреестра реализовать имущество не получится. Поэтому так важно заблаговременно узнать о факте регистрации или ее отсутствие в кадастре.

Для того чтобы узнать зарегистрирована ли недвижимость в кадастре или нет, надо написать заявление о выдаче выписки на интересующий объект. Запрос подается по установленному образцу в Многофункциональный центр или в кадастровый орган. Стоимость услуги составляет 200 рублей.

Если недвижимость зарегистрирована, то в выписке будут указаны сведения об этом: дата регистрации, кто собственник, на основании чего недвижимость поступила в собственность и т. д. В случае отсутствия данных в реестре будет получен отказ в получении сведений, т. к. их не имеется в базе данных. Запрос исполняется в пятидневный срок.

Кто может быть заявителем

Подать бумаги для внесения учетной записи о недвижимом имуществе вправе:

  • собственник объекта недвижимости;
  • арендатор, в случае заключения арендного договора на срок превышающий пятилетний рубеж;
  • лицо, имеющее собственность в пользовании на неопределенный срок;
  • граждане, в чьих владениях находится пожизненно наследуемое имущество.

Подать заявление о постановке на кадастровый учет вправе и иное лицо. Например, гражданин получил по завещанию дом, который не был ранее зарегистрирована в реестре. В таком случае наследник вправе обратиться в Кадастр с целью постановки на учет.

Интересы перечисленных лиц может представлять другое лицо. Для этого оформляется нотариальная доверенность. В ней прописываются все дозволенные полномочия, кто и кого уполномочивает, срок действия документа.

Органы, рассматривающие заявление

Поставить объект недвижимости на кадастровый учет можно, обратившись:

  • в территориальное отделение Кадастровой палаты;
  • через МФЦ по месту нахождения недвижимости.

Подать документацию можно:

  • Лично, обратившись в МФЦ или Кадастровую палату. К папке документов прикладывается заявление, которое заполняется в присутствии сотрудника государственного органа. О принятии документов и дате получения результата о постановке на учет выдается расписка.
  • Посредством почтовой связи. Необходимые документы предварительно заверяются в нотариальной конторе. Отправляются заказным письмом с уведомлением. К письму прикладывается опись всех вложений. В уведомлении будет указана дата получения документации. Сроки следует отсчитывать от этой даты.
  • Воспользовавшись услугами представителя. Свои полномочия он обязательно должен подтвердить, предъявив паспорт и доверенность.
  • Через Интернет. Для этого необходима электронная подпись.

Документация для постановки на учет

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется при наличии следующих документов:

  1. Заявление. Оформляется в письменном виде, если документы подаются лично или путем почтового отправления. Если документы подаются через Интернет, то форма заявления уже имеется на сайте. Ее достаточно заполнить и отправить.
  2. Технический паспорт на квартиру, дом или иное помещение. Для его получения необходимо обратиться в Бюро инвентаризации и вызвать замерщика. На основании произведенных замеров составляется план помещения. Если схема помещения была изготовлена ранее, но были произведены изменения, то следует это отобразить в документации. В случае самовольной перепланировки необходимо узаконить произведенные изменения. В противном случае помещение подлежит приведению в прежнее состояние.
  3. Документ, на основании которого недвижимость поступила в собственность. Например, договор покупки квартиры или завещание.
  4. Гражданский паспорт. Если документ находится в паспортном столе в связи со сменой по достижении определенного возраста или изготавливается новый в связи с утратой старого, предоставляется временное свидетельство, удостоверяющее личность. В паспорте не должно быть помарок, данные владельца должны быть правильно указаны и совпадать с иными официальными документами. Если имеются неточности или ошибки, то их необходимо исправить до подачи документов в Кадастровую палату.
  5. Квитанция об оплате государственной пошлины. Для гражданина она составляет 1000 рублей.
  6. Нотариально заверенная доверенность, если интересы заявителя представляет иное лицо. В документе указывается круг полномочий, за который выходить запрещено, срок действия, а также данные доверенного и доверителя.
  7. Геодезический и межевой план участка. Геодезические измерения производят специалисты-геодезисты. Измерения границ земельных владений осуществляют сотрудники БТИ.
  8. Письменное разрешение на несение в кадастр органов опеки и попечительства, если собственник лицо, не достигшее 18 лет.
  9. Учредительная документация, а также приказ о назначении руководителя, если владельцем недвижимости является юридическое лицо.
  10. Выписка из Росреестра о регистрации права собственности.

Документы подаются в оригиналах. Сотрудник Кадастровой службы делает копии с подлинников и возвращает их обратно. Сделать копии можно заранее, но тогда они обязательно должны быть нотариально заверены.

О получении документации сотрудник принимающего органа выдаст расписку. В ней будет указана дата получения готовых документов.

Сколько ждать результата

Постановка на кадастровый учет осуществляется в срок 10 рабочих дней. Все запросы, осуществляются в этот срок. Если были поданы не все документы, то время начинает течь с момента предоставления всей документации.

В случае подачи документов через МФЦ, срок удлиняется на 2-3 дня. Это связано с тем, что полученная документация передается в Кадастровую палату для выполнения необходимых действий.

Если документация подавалась посредством почтовой связи, то время начинает течь с момента, когда сотрудник Кадастрового органа получил письмо.

Выполнение работы трактуется датой постановки объекта на кадастровый учет.

Заключительные этапы

В назначенную дату заявитель должен явиться в тот орган, куда подавались документы. Необходимо предъявить документ, подтверждающий личность, и расписку, работнику госоргана, который выдаст кадастровый паспорт. В нем проставляется номер, под которым значится недвижимость в реестре. Если происходил выдел или раздел имущества, то прежний объект снимается с кадастрового учета, а новые ставятся. На них уже по отдельности оформляется кадастровая документация.

При внесении сведений о земле в первый раз, в кадастр вносятся данные временного содержания. Это означает, что в течение 2 лет они отображаются в реестре. Если по истечении этого времени право собственности не будет зарегистрировано, то объект снимается с учета. В случае оформления собственнических прав, кадастровый номер автоматически закрепляется за объектом на постоянной основе.

После получения кадастрового паспорта необходимо обратиться в Росреестр, чтобы зарегистрировать новый объект недвижимости. Для этого потребуется:

  • заявление о внесении изменений в реестр о недвижимости;
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт для физического лица, для фирм – паспорт, приказ о назначении руководителя, учредительные документы);
  • доверенность, если заявитель действует через представителя;
  • кадастровый паспорт;
  • план помещения, межевая и геодезическая схема (для земли);
  • документ, являющийся основанием получения недвижимости в собственность (например, дарственная);
  • разрешительная документация от опеки, если собственник – несовершеннолетнее лицо;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

После внесения изменений в госреестр процедура считается доведенной до конца.

Отказ в постановке на учет

В определенных случаях на учет поставить недвижимость не удастся, тому есть исчерпывающий список обстоятельств. К ним относятся:

  1. Объект, являющийся движимым имуществом.
  2. Лицо, не имеющее право быть заявителем:
    • не собственник недвижимости;
    • лицо, действующий по простой письменной доверенности или срок полномочий истек.
  3. Объект, не подлежащий постановки на кадастровый учет:
    • природоохранные земли;
    • участки, принадлежащие государственным ведомствам;
    • территории заказников, заповедников и т.д.;
    • земли лесов и водоемов;
    • земельные участки большего или меньшего допустимого значения при постановке.
  4. Объединение, разделение и т. д., которое законом запрещено. Например, объединение нескольких земельных угодий с разным целевым назначением.
  5. Отсутствие прохода к недвижимости (например, чтобы попасть на участок требуется установление сервитута).
  6. Граница населенного пункта, не совпадающая или проходящая через участок.
  7. Неполный перечень документов.

В случае отказа, заявитель письменно уведомляется о причинах принятого решения.

Устранив причины отказа, заявитель вправе повторно обратиться для постановки на кадастровый учет.

Если отказ явно не соответствует закону, то гражданин/организация вправе обратиться в суд за восстановлением нарушенного права.

В некоторых случаях возможно приостановление постановки на кадастровый учет. Это обусловлено, как правило, ошибками и неточностями в документации (неправильно указана фамилия, адрес и т. д.). Для приведения документов в надлежащий вид предоставляется 3 месяца. За это время заявитель должен устранить ошибки. В противном случае процедуру придется начинать заново.

Как снять объект недвижимости с кадастрового учета

Любые изменения с объектом недвижимости подлежат отображению в кадастровом реестре. При гибели имущества обязательно требуется провести процедуру снятия с учета в кадастре. Это обусловлено тем, что вся недвижимость облагается имущественным налогом. Данные в налоговую передаются из Кадастровой палаты.

Если в реестре имеются сведения о недвижимости, то налог будет начислен. Таким образом, может накопиться приличная сумма плюс штрафы и пени за просроченные платежи. Во избежание такой ситуации требуется проинформировать Кадастровую службу о гибели имущества.

Для этого следует пригласить специалиста по месту нахождения недвижимости. Он должен составить акт о состоянии имущества.

Далее необходимо написать заявление о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости.

Вместе с заявлением следует предоставить:

  • Паспорт или документацию фирмы, если собственник юридическое лицо.
  • Правоустанавливающие и технические бумаги на собственность.
  • Акт, оформленный выездным специалистом.

Документы можно подать:

  • Самостоятельно.
  • Через лицо, действующее по доверенности.
  • Воспользовавшись почтовым отправлением.
  • Через сайт органа, осуществляющего учет или МФЦ.

В десятидневный срок объект недвижимости должен быть снят с учета. В реестре ставиться соответствующая запись.

При определенных обстоятельствах в снятии с учета может быть отказано или процедура приостановлена. В первом случае, отказ может послужить, если заявитель не имеет право распоряжаться недвижимостью. Во втором случае, в документах имеются ошибки.

Таким образом, как поставить объект недвижимости на кадастровый учет или его снять с учета, не составит труда. Знание алгоритма действий, а также перечня необходимых документов позволит провести процедуру быстро и в рамках закона.

Статьи по теме

Прописываем человека в квартире, соблюдая все тонкости

Для того чтобы прописать человека в квартире владельцу жилплощади и лицу, претендующему на прописку, следует лично явиться в орган регистрационного учета (территориальное подразделение ФМС РФ, паспортный стол и т.д.). Содержание…
Подробнее

Разбираемся, как просто сделать смену управляющей компании в многоквартирном доме

Не всегда управляющие компании в многоквартирных домах выполняют свои обязанности добросовестно. Невыполнение взятых обязательств побуждает собственников отказаться от услуг управленцев. Содержание Важность учета недвижимостиКак проверить, стоит ли объект недвижимости на…
Подробнее

Все о том, как получить технический паспорт на дом

Когда дом построен, необходимо получить техническое разрешение ввода его в эксплуатацию. Такой документ выдает БТИ, называется он «технический паспорт на дом». Без его оформления никакое строение нельзя оформить в собственность.…
Подробнее

7 сделок с недвижимостью, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению

Сделки с недвижимостью — затяжной и требующий предельной аккуратности и точности процесс. Для того чтобы впоследствии совершенная сделка не была признана недействительной, важно осознавать роль нотариуса в сделках с недвижимостью.…
Подробнее