Всё, что нужно знать о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет

Total
0
Shares

Недвижимость имеет идентифицирующую информацию, позволяющую отличить один объект от другого. Эта информация подлежит учету. По новым правилам информация об объектах недвижимости отображается в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости). Все изменения, происходящие с имуществом, подлежат внесению в реестр (изначальная постановка, внесение коррективов, относительно имущества, снятие с учета).

Какие органы занимаются учетом

С начала 2017 года вступили в силу изменения о государственной регистрации объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности организациям и физическим лицам.

До издания закона о регистрации недвижимости, право собственности на объекты подтверждалось различными документами, позволяющими установить правообладателя. Это и купчие, и договора бессрочного владения и наследования, акты о предоставлении земли в пользование и т.д.

До 2015 года владельцы обязаны были привести документацию в порядок и поставить объект на государственный учет. Необходимость эта связана с тем, что отсутствие данных, с юридической точки зрения, означает, что участок или строение никому не принадлежит.

При таких обстоятельствах, право собственности закрепляется за государством или муниципалитетом, которые, в свою очередь, вправе реализовать принадлежащее им имущество (продать, сдать в аренду и т.д.).

В такой ситуации может выйти казус: с одной стороны, объект принадлежит определенному лицу, а с другой, об этом не имеется информации, что позволяет признать имущество ничейным и передать в собственность иному лицу.

По новым правилам кадастровый учет и внесение сведений о правообладателях осуществляет Росреестр и его территориальные органы. Информация вносится в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости). Документация подается:

  • В Многофункциональный центр. По новому закону пакет документов можно подать в любой центр, ранее документация предоставлялась только по месту нахождения недвижимости.
  • В Росреестр. По изменениям, вступившим в законную силу 1 января 2017 года, если объект регистрируется впервые, то одновременно подаются бумаги для постановки на кадастровый учет и регистрации прав. В таком случаесрок выполнения регистрации удлиняется на несколько дней. Но имеется и преимущество – не придется повторно обращаться за регистрацией права собственности.

Подача осуществляется следующими способами:

  • При личном обращении или через представителя. В таком случае заявление на проведение действий по постановке на учет заполняется в принимающем органе. О принятии документов и дате внесения сведений выдается расписка.
  • Письменно. Документация предварительно заверяется в нотариальной конторе и направляется заказным письмом с уведомлением. Дата и подпись на уведомлении будут являться доказательством о принятии бумаг к рассмотрению.
  • Через портал государственных услуг. Документы должны быть переведены в электронный вид, а у заявителя должна иметься электронная подпись, которая ставится на заявлении.

Таким образом, нововведения упростили процедуру постановки на кадастровый учет, разрешив регистрацию и учет производить вместе. Информацию об объекте можно получить в Росреестре. Сведения предоставляются в виде выписки из ЕГРН, в которой содержится идентифицирующая информация об объекте.

Какие потребуются документы

Для постановки объекта на кадастровый учет потребуются определенные документы. К ним относятся:

  • Заявление, которое заполняется в органе, принимающем документацию. Бланк выдает специалист, для правильного заявления предоставляется шаблон по заполнению. В заявлении не допускаются помарки и исправления. Поэтому бумагу следует внимательно заполнять. В конце заявления ставится подпись заявителя и дата. С указанной даты начинается отсчет по внесению сведений в реестр.
  • Паспорт заявителя. Без предоставления документа, удостоверяющего личность, будет отказано в принятии заявления. Если на учет ставится недвижимость, принадлежащая юридическому лицу, то потребуется приказ о назначении директора (или доверенность), который вправе выполнять действия по представительству организации в государственных органах. Ранее требовалась и учредительная документация, но в связи с новыми правилами, сотрудник регистрационного органа самостоятельно обязан запрашивать необходимые сведения о юридическом лице.
  • Доверенность. Документ обязательно оформляется в нотариальной конторе. В нем указываются допустимые действия, за рамки которых выходить запрещено. В доверенности указываются данные доверителя и доверенного, дата выдачи.
  • Выписка о праве собственности, если право собственности уже зарегистрировано.
  • Планы участка. На руках должны быть: геодезический и межевой планы. Подготовкой документации занимаются специализированные органы или специалисты в этой области (сотрудники БТИ, геодезические организации). Следует отметить, что на данные мероприятия уходит определенный промежуток времени.
  • Технический план. Данный вид плана подготавливается, если на учет ставится строение. В нем отображаются все сведения о помещении: площадь, сколько комнат, имеются ли пристройки, капитальные изменения и т.д.
  • Письменное согласие органов опеки, если несовершеннолетний или недееспособный являются собственниками недвижимости.
  • Документ, подтверждающие приобретение имущества (государственные акты, купчая, договор ренты и т.д.).
  • Чек, свидетельствующий о внесении денежных средств на счет государства за проведение регистрационных действий. Для физического лица она составляет 200 рублей, для организаций – 600 рублей.
  • Если помещение снимается с кадастрового учета, то потребуется еще и акт-обследования.

Порядок действий

Кадастровый учет связан не только с постановкой объекта впервые, но любые изменения, которые происходят с недвижимостью обязательно должны отображаться в реестре. Это может быть капитальный ремонт в помещении, увеличение земельного участка, полная утрата строения и т.д. Это обусловлено несколькими причинами:

  • Для реализации имущества требуется только свежая информация. Так, в случае продажи дома, необходим кадастровый паспорт, которому не более 5 лет. В противном случае требуется его замена. В такой ситуации сама сделка по купле-продаже откладывается до оформления актуальной кадастровой документации.
  • Сведения предоставляются в налоговую службу. Так, если объект недвижимости не будет своевременно снят с учета, в случае утраты (например, дом полностью сгорел), то налог все равно будет начисляться. Поэтому так важно вовремя предоставить сведения, что позволит в дальнейшем избежать оспаривания действий налоговых служб.
  • Кадастровый учет позволяет отличать имущество одного владельца от другого.

При постановке, внесении изменений или снятии с учета примерно одинаковый порядок действий:

  1. Сбор необходимой документации.
  2. Заполнение заявления и подача бумаг в уполномоченный орган.
  3. Получение расписки о принятии документов. В ней указывается дата внесения сведений в реестр.
  4. Явка за результатом. О постановке на учет свидетельствует выписка из ЕГРН.

Какие предусмотрены сроки

С каждым годом сроки по выполнению действий по внесению сведений в кадастр уменьшались. Так, в 2014 году учет осуществлялся в пределах 18 дней, если документы предоставлялись в регистрирующий орган. Срок постановки на кадастровый учет через МФЦ составлял 26 дней.

В 2016 году кадастровый учет осуществлялся в срок, равный 10 дням. В случае предоставления бумаг через МФЦ – в 12 дней.

В настоящее время постановка на учет через Росреестр осуществляется за 5 дней, через МФЦ – недельный срок.

В связи с новыми правилами, процедуру постановки на учет и регистрацию прав разрешено осуществлять одновременно. Но в таком случае срок удлиняется: на учет ставится объект в недельный срок, через МФЦ – за 12 дней.

Если документы были поданы без оплаченной пошлины, то на ее предоставление отводится 5 дней. По истечении этого времени документы возвращаются заявителю.

Стоит отметить, что, если в заявлении было указано отправление результата в адрес заявителя, то срок удлиняется вплоть до 2 недель.

И, наоборот, при выдаче результата в электронном виде сокращает срок до нескольких дней.

По новым правилам допускается приостановление действий по усмотрению регистратора до 3 месяцев, а по письменному ходатайству заявителя до полугода.

Почему могут отказать

Обязанность по постановке на кадастровый учет объектов недвижимости возложена на правообладателя. Процедура имеет определенные правила, которым необходимо следовать. Несоблюдение установленных требований влечет отказ в постановке на учет.

К таким случаям относятся:

  • Объект не является недвижимым имуществом (например, автомобиль).
  • В предоставленных документах имеются описки, неточности, исправления.
  • Срок предоставления исправленных бумаг истек.
  • Межевание и геодезия были проведены с нарушениями и в противоречии с законодательными актами.
  • К недвижимости не имеется доступа.
  • Раздел или выдел участка не позволяют использовать землю по целевому назначению.
  • Границы земельного участка нарушают права муниципалитета.

Отказ выносится в письменном виде с обоснованием. После устранения недочетов, документация принимается к рассмотрению. В противном случае заявитель вправе обратиться в суд за разрешением возникшей ситуации.

Важная информация

При постановке на кадастровый учет определяется кадастровая стоимость недвижимости. Эта информация особенно важна при реализации имущества. Так, при определении размера налога с продажи в случае, если стоимость явно занижена, в учет берется кадастровая стоимость. Цена объекта не должна быть менее 0,7 от кадастровой стоимости.

Например, дом продан по документам за 1 млн рублей. По факту его стоимость в 5 раз больше, т.е. кадастровая стоимость равна 5 млн рублей. Следовательно, налог будет рассчитываться с 3500000 рублей, т.е. 5 млн рублей * 0,7.

Стоимость по кадастру величина переменная и зависит от рыночной цены объекта. Поэтому смена кадастрового паспорта обязательна каждые 5 лет, т.к. в нем указывается актуальная информация.

Справка о кадастровой стоимости выдается в течение 5 дней с момента обращения.
Получить выписку вправе совершеннолетнее дееспособное лицо. Интересы детей и недееспособных обеспечивают их родители или опекуны (попечители).

Как проверить стоит ли объект на учете

Узнать интересующую информацию можно следующими способами:

  • Воспользовавшись кадастровой картой. Один из быстрых и удобных вариантов. Недостаток такого способа состоит в том, что не всегда удается найти нужный объект или информация о нем является устаревшей.
  • Посмотрев самостоятельно на сайте Росреестра, в разделе «Справочная информация». Для этого необходимо в поисковую строку ввести адрес объекта, а также номер, под которым недвижимость зарегистрирована.
  • При обращении лично. При обращении придется заплатить. Для физических лиц и государственных органов: на бумаге 750 рублей, в электронном виде – 300 рублей. Для юридических лиц услуга обойдется чуть дороже: на бумажном носителе – 2200 рублей, в электронном виде – 600 рублей.
  • Через третьи лица. Можно обратиться к кадастровому инженеру, который будет получать сведения от своего имени или воспользоваться услугами кадастровых организаций.

Таким образом, необходимая информация является доступной. Выбор способа ее получения зависит только от лица, заинтересованного в получении сведений.

Кадастровый учет осуществляется государственным органом. Процедура связана не только с постановкой объекта на учет, но и с внесением любых изменений, происходящих с объектом (утрата, капитальный ремонт смена владельца и т.д.). Идентифицирующие сведения содержатся в ЕГРН и предоставляются в виде выписки.

Статьи по теме

Прописываем человека в квартире, соблюдая все тонкости

Для того чтобы прописать человека в квартире владельцу жилплощади и лицу, претендующему на прописку, следует лично явиться в орган регистрационного учета (территориальное подразделение ФМС РФ, паспортный стол и т.д.). Содержание…
Подробнее

Разбираемся, как просто сделать смену управляющей компании в многоквартирном доме

Не всегда управляющие компании в многоквартирных домах выполняют свои обязанности добросовестно. Невыполнение взятых обязательств побуждает собственников отказаться от услуг управленцев. Содержание Какие органы занимаются учетомКакие потребуются документыПорядок действийКакие предусмотрены срокиПочему…
Подробнее

Все о том, как получить технический паспорт на дом

Когда дом построен, необходимо получить техническое разрешение ввода его в эксплуатацию. Такой документ выдает БТИ, называется он «технический паспорт на дом». Без его оформления никакое строение нельзя оформить в собственность.…
Подробнее

7 сделок с недвижимостью, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению

Сделки с недвижимостью — затяжной и требующий предельной аккуратности и точности процесс. Для того чтобы впоследствии совершенная сделка не была признана недействительной, важно осознавать роль нотариуса в сделках с недвижимостью.…
Подробнее