Оформляем дачу в собственность вместе: действия и особенности

Total
0
Shares

Дача, в общем понимании этого слова, представляет собой загородный участок с расположенными на его территории одним либо несколькими постройками, предназначенными для заселения людьми и последующего проживания, а также ведения хозяйственных работ различной направленности.

Как правило, дачный участок располагается вдали от черты крупных городов, поскольку основное его назначение – отдых владельца на территории дачи на протяжении тёплого времени года и попутное занятие сельским хозяйством: выращиванием растительных культур, разведением домашнего скота и т. д.

По сложившейся традиции, на дачах живут пожилые люди, которые оставляют квартиры в крупных населённых пунктах, оживлённый ритм которых не подходит для тихой и спокойной жизни, своим потомкам: детям, внукам и т. д.

Однако зачастую, когда возникает необходимость оставить наследство в виде самого дачного участка вместе со всем недвижимым имуществом, которое на нём располагается, возникают и сопутствующие проблемы – так как согласно официальному документальному содержанию, у граждан, оказывается, могут отсутствовать права и на дачный дом, и на земельный участок, где он расположен. Подобных курьёзов не возникает лишь в том случае, когда гражданин знает, как оформить дачу в собственность.

Условия оформления

Обозначенное выше понятие слова «дача» не трактуется каким-либо нормативно-правовым актом. В то же время, согласно официальной версии, терминов «дачный дом» и «дачный участок» не существует – всё это входит в понятие «недвижимое имущество». Соответственно, распоряжение таким имуществом, например, продажа, дарение либо передача по наследству, предполагает наличие у лица на него права собственности.

Существует целый ряд условий, необходимых для соблюдения для получения возможности оформить в собственность дачу:

  • Земля, на которой располагаются все строения, относящиеся к даче: жилой дом, сарай, тепличное помещение, должна быть причислена к дачному кооперативу по признаку территориальности. Помимо названной организации, в качестве её альтернативы могут выступать и иные, например, садовые товарищества. Важная деталь – он должен числиться за любой из организаций, обладающих соответствующей компетенцией, не позднее чем до 2001 года.
  • Лицо, претендующее на право собственности на дачу и являющееся текущим её владельцем, обязано иметь членство в дачном кооперативе, за которым закреплён объект недвижимости.
  • Участок не подлежит изъятию в пользу органов власти для государственных нужд, на него не действуют ограничения в плане гражданского оборота.
  • Есть наличие документального подтверждения права на владение домом и землёй.

Как правило, при соблюдении каждого из указанных условий проблем с оформлением в последующем удаётся, в подавляющем большинстве, избежать.

Необходимые документы

Прежде всего, представителям государственных органов нужно удостовериться в том, что лицо, желающее получить дачу в собственность, правомочно быть её владельцем. Ранее уже было обозначено,что одним из необходимых для полноценной приватизации условий является документ, содержание которого подтверждает право на владение дачным участком. В роли такого документа могут выступать:

  • нотариально заверенная справка;
  • свидетельство о праве на собственность (допускается предоставление документов такого типа старого образца);
  • письменно оформленное решение дачного кооператива, в котором участок значится закреплённым за данным лицом;
  • договор дарения;
  • договор купли-продажи.

Преимуществом гражданина станет наличие каждого из названных документов.

Информация для справки: начиная с 2021 года будет полностью упразднён действующий упрощённый порядок приватизации, потому для всех, кто заинтересован в том, как оформить дачу на себя, промедление с решением данного вопроса может привести не к самым благоприятным последствиям.

Далее гражданину, претендующего на право собственности, необходимо получить кадастровый паспорт, но на этом этапе очень часто возникают сложности, связанные в основном с двумя моментами: стоимостью и сроками изготовления данного документа. Это связано с тем, что перед тем, как кадастровый паспорт будет выдан, необходимо сперва определить границу дачного участка, т. е., произвести межевание.

При этом, если хотя бы один из собственников соседних участков выступит против того, как будет определена хотя бы одна из границ, процесс значительно растянется. После того как границы будут установлены окончательно, участку нужно будет присвоить собственный кадастровый номер. Как правило, процедура получения кадастрового паспорта длится не менее одного года.

Кроме того, необходимо будет сделать выписку из ЕГР (единого государственного реестра) об уже существующих законодательно закреплённых правах на интересующий участок. Кроме того, потребуется:

  • копия паспорта;
  • технические паспорта дома и земельного участка;
  • межевой план участка;
  • квитанции и чеки, подтверждающие своевременную уплату коммунальных услуг и отсутствие задолженности по данным позициям.

Оформление покупки дачи

Согласно действующему порядку, договор купли-продажи не требует процедуры нотариального заверения. Потому, чтобы составить документ, потребуется лишь согласие сторон. Копии договора – 3 штуки, будут находиться по одной у каждого из участников, а одна будет отдана в ЕГР.

Содержание договора купли-продажи имеет следующую структуру:

  • Преамбула: место и время, когда договор был составлен, полные паспортные и контактные данные его сторон. Если имеет место нотариальная доверенность – это также указывается в преамбуле.
  • Описательная часть, содержащая о предмете договора — даче фактические данные.
  • Стоимость: эта часть включает в себя совокупную цену на земельный участок и на дом. Кроме суммы, необходимой к уплате, указывается способ и срок расчета покупателя с продавцом.
  • Заключительная часть договора, содержащая подписи каждого из его участников с расшифровкой.

Важный момент: в вопросе о том, как правильно оформить покупку дачи, многие пренебрегают услугами нотариуса, ввиду того, что оформление сделки с его помощью носит исключительно рекомендательный характер. Однако только подобная процедура может стать гарантом возможности восстановления документа в дальнейшем в случае повреждения, уничтожения либо утери.

Как оформить дарственную

Для дарения-передачи недвижимого имущества на безвозмездной основе на основании соответствующего договора, – также необходим весь перечень обозначенных ранее документов. В договоре указываются данные участников, достоверные сведения о самой даче, основания для дарения, и в конце ставятся подписи каждым участником.

После составления договора, его необходимо будет зарегистрировать в территориальном органе Федеральной резервной системы. Для этого понадобятся:

  • копии паспортов всех лиц-сторон договора;
  • письменное заявление о государственной регистрации;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.

Кроме того, потребуется предоставить все документы, в которых отражено право на владение дачей, а также технические данные земельного участка и всех объектов, расположенных на нём.

Если лицо, получающее право собственности в результате заключения договора дарения, состоит в родственных отношениях с дарителем, оно освобождается от уплаты налога на приобретение недвижимого имущества.

Приватизация дачи при отсутствии документов

В том случае, если документы, обозначенные ранее, которые необходимы для получения права собственности на дачу, отсутствуют частично либо полностью, процедура приватизации может иметь несколько затяжной характер.

Первым делом лицу, претендующему на право собственности, необходимо обратиться в орган местного самоуправления с письменным заявлением, в котором такое лицо просит установить границы используемого им участка. К заявлению необходимо будет приложить документ, подтверждающий факт приобретения заявителем дачного дома, при этом он должен быть составлен не ранее 06 марта 1990 года. Также вместе с заявлением нужно будет в письменном виде представить обозначение текущих границ участка – оно составляется заявителем в произвольном порядке.

Заявление подлежит рассмотрению со стороны органа самоуправления на протяжении 30 рабочих дней, после чего составляется и выдаётся на руки лицу, претендующему на право собственности, проект, содержащий границы его земельного участка.

После получения такого проекта придётся всё равно пройти процедуру оформления кадастрового паспорта и некоторых других документов, устанавливающих право собственности.

Как только все необходимые документы получены владельцем, все сделки с дачей в дальнейшем могут быть оформлены в установленном законом порядке без юридических последствий для сторон.

Налоговые вычеты

Получить налоговый вычет может получить каждый собственник дачного участка и расположенных на нём строений и хозяйственных угодий, при условии, что он является трудоспособным и официально трудоустроенным либо зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, а также не имеет задолженностей перед государством. При этом сумма, подлежащая возврату, не будет превышать в процентном соотношении 13%, если стоимость самого объекта недвижимости составляет не более 2 миллионов рублей. Если дача была приобретена в ипотеку, процент будет высчитан уже в том случае, если цена не превысила 3 миллиона рублей.

Налоговый вычет не суммируется и может быть получен только за один из объектов недвижимого имущества, относящихся к дачному участку: либо сам дом, либо земля, на которой он расположен. Налоговый вычет может быть возвращён лишь один раз. О способах его получения лучше всего проконсультироваться со специалистом местного налогового органа. Самым удобным вариантом, согласно статистике, является ежемесячное включение такого вычета в заработную плату.

Для получения налогового вычета потребуется ряд документов:

  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • справка о стоимости объекта недвижимости на момент приобретения, в которой указано, что она не превышает 2 миллионов рублей;
  • справка о своевременной уплате всех необходимых налогов;
  • справка о трудоустройстве.

Иногда сотрудник налогового органа может попросить предоставить и иные документы.

Налог на дачу, находящуюся в собственности менее 3-х лет

Если дачный дом и прилегающий земельный участок находился в собственности владельца менее, чем 3 года подряд с того момента, как они были им приобретены в установленном законом порядке, налог от продажи будет высчитываться следующим образом (согласно ст. 220 Налогового Кодекса РФ):

  • от общего размера дохода, полученного в результате продажи дачи, отнимается 1 миллион рублей;
  • от получившегося числа высчитывается 13% – эта сумма и подлежит выплате в качестве налога.

Существует и альтернативная версия определения размера налога в таком случае: высчитывается разница между ценой приобретения и ценой продажи дачи, а из полученной разницы определяется 13%.