Факт получения в собственность недвижимости обязательно должен быть задокументирован. Причем помимо самой передачи, которая осуществляется по договору или иной сделке, связанной с отчуждением, обязательно регистрируется сам переход прав на нового владельца.
Содержание
- Новшества в регистрационной деятельности
- Объединение реестров
- 2) Новшества в объектном составе
- Регистрирующий орган
- Особенности регистрационной процедуры
- Субъекты, имеющие право на обращение
- Документы для юридического лица
- Отказ в приеме
- Оставление заявление без рассмотрения
- Новшества в сроках
- Увеличение переченя оснований для приостановления регистрации прав
- Увеличение срока приостановления регистрации
- Документ, подтверждающий права
- Регистрация без правообладателя
- Особенности при оформлении недвижимости
- Регистрация строений
- Регистрируется ли земля при продаже строения
- Оформление квартиры
- Регистрация квартиры в «будущем здании»
- Ипотечный объект недвижимости
- Порядок оформления
- Особенности оформления недвижимости в собственность по наследству
- Наследование неприватизированной квартиры
Новшества в регистрационной деятельности
Законодательный акт внес существенные изменения в регистрационную процедуру.
Объединение реестров
Кадастровый учет и регистрация объектов объединились в одном унифицированном реестре. Теперь характеристики недвижимости, за кем она зарегистрирована, имеются ли обременения и т.д. можно узнать в одном месте.
2) Новшества в объектном составе
Согласно новым правилам информация о недвижимом комплексе подлежит регистрации. Постановка на учет осуществляется отдельно взятых объектов и регистрации их в реестре. Только после этого право собственности оформляется на весь имущественный комплекс.
Регистрирующий орган
Осуществление регистрационных действий входит в обязанности Росреестра и его подразделений в районах. Учет осуществляется, подведомственным органом – Кадастровой палатой. Но ному закону все функции возлагаются на Росреестр.
Особенности регистрационной процедуры
По старому закону регистрация осуществлялась только после постановки объекта на кадастровый учет. По новым правилам недвижимость можно одновременно поставить на кадастровый учет и зарегистрировать переход прав. Одновременно мероприятия осуществляются в случаях:
- создание или образование нового объекта недвижимости;
- прекращение существования, если права ранее были зарегистрированы;
- создание или прекращение существования части недвижимости.
Раздельно осуществляется:
- образование недвижимости путем ввода в эксплуатацию объекта капстроительства;
- прекращение существования объекта, если право ранее не было зарегистрировано;
- существенные изменения объекта недвижимости.
Субъекты, имеющие право на обращение
В регистрирующий орган вправе обратиться:
- Собственник объекта недвижимости или земельного участка, на котором находится строение – при одновременной регистрации и постановке на учет.
- Государственный или орган местного самоуправления, а также «Росатом» – при раздельной процедуре регистрации и постановке на учет.
Подать заявление можно:
- Лично в регистрирующий орган или Многофункциональный центр.
- Посредством почтовой связи в регистрирующие органы.
- Через сайт государственных услуг в электронном виде.
Документацию теперь можно предоставить в любое отделение Росреестра или МФЦ, вне зависимости от того, где находится недвижимость.
Документы для юридического лица
По новому закону организация не обязана предоставлять учредительные документы. Регистрирующий орган самостоятельно их запрашивает.
Отказ в приеме
В приеме документации будет отказано, если не будет предъявлен паспорт заявителя.
Оставление заявление без рассмотрения
Помимо причин, указанных в старом законе, по которым заявление может быть оставлено без рассмотрения, добавились новые:
- отсутствие в заявлении подписи;
- помарки и несоответствия в документации;
- предоставление документов не в том формате.
Информация об уплате государственной пошлины должна быть предоставлена в пятидневный срок с момента обращения.
Новшества в сроках
Так, постановка на кадастровый учет осуществляется в пятидневный срок, при одновременной регистрации и учета в десятидневный срок, при регистрации прав в недельный срок.
Увеличение переченя оснований для приостановления регистрации прав
Список теперь состоит из 51 основания.
Увеличение срока приостановления регистрации
Сроки увеличились только при регистрации прав. По решению регистратора приостановка осуществляется на 3 месяца, по инициативе заявителя до полугода. Причем такой возможностью можно воспользоваться единожды.
Документ, подтверждающий права
Единственным документом, подтверждающим право собственности, является выписка из Единого реестра недвижимости.
Регистрация без правообладателя
При межведомственном взаимодействии государственные структуры вправе передавать информацию в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений. О чем в дальнейшем уведомляется собственник.
Таким образом, произошедшие изменения сильно изменили закон.
Особенности при оформлении недвижимости
В зависимости от объекта, который необходимо оформить в собственность, требуются соответствующие бумаги. Регистрация осуществляется:
- при переходе прав на земельный участок;
- при возведении нового здания;
- при оформлении в собственность определенной доли недвижимости.
Оформление земли
Особенностью регистрации земельного участка является то, что объект не создается.
Для регистрационных действий потребуются следующие бумаги:
- Заявление о проведении постановки на учет в ЕГРН.
- Квитанция об уплате пошлины в государственный бюджет.
- Документация, подтверждающая переход недвижимости новому владельцу. Это могут быть договора (покупки, мены) или безвозмездные сделки (дарственная, завещание).
- Кадастровая документация. Если ранее не получалась, то необходимо пригласить специалиста для проведения замеров. На основании собранных сведений составляется план и паспорт на недвижимый объект.
Регистрация строений
Для строений предусмотрено предварительно получение разрешения на производство строительных работ и ввода в эксплуатацию.
Исключение составляет закон о «дачной амнистии». Согласно ему, строения можно зарегистрировать без разрешения и ввода в эксплуатацию. Главным условием является расположение на земле, зарегистрированной за собственником.
Так же потребуется справка обо всех зарегистрированных в доме. Продажа допускается с гражданами, не снятыми с регистрационного учета. В таком случае после сделки может оказаться, что они не согласны выписываться. Тогда снятие с учета осуществляется в судебном порядке.
Регистрируется ли земля при продаже строения
Как правило, здание передается в собственность вместе с земельным участком, расположенным под ним. В таком случае право собственности регистрируется как на строение, так и на участок.
Если земельный участок, расположенный под зданием, не переходит в собственность к новому владельцу, то только строение подлежит регистрации. Участок же передается в пользование новому владельцу.
Оформление квартиры
При реализации квартиры не требуется предоставление документов на земельный участок, расположенный под объектом.
Помимо основного перечня документов, необходимо предоставить справку о лицах, прописанных на жилой площади, а также техническую документацию на помещение.
Регистрация квартиры в «будущем здании»
Регистрация права собственности в новостройке осуществляется после ввода здания в эксплуатацию и подписания передаточного акта между покупателем и продавцом.
Если гражданин участвует в долевом строительстве, то с ним заключается договор, который подлежит регистрации в Росреестре. Это необходимо для предотвращения обмана со стороны продавца.
На этапе строительства заключается предварительный договор купли-продажи. На основании его, после сдачи здания в эксплуатацию, заключается основной договор. По нему осуществляется переход права собственности к новому владельцу.
В случае если государственная комиссия долгое время не принимает объект, то приобретатель вправе обратиться в суд с заявлением о переходе права собственности. На основании полученного решения регистрируется переход прав.
Ипотечный объект недвижимости
При покупке недвижимости в ипотеку право собственности регистрируется на приобретателя, но в реестре делается отметка об имеющемся обременении. После погашения ипотеки, собственнику необходимо в Росреестр предоставить кредитный договор с резолюцией об исполнении в полном размере. На его основании снимается обременение. С этого момента собственник имеет полноправные права в отношении имущества.
Порядок оформления
Первым этапом является сбор необходимой документации. К основному перечню необходимых документов относятся:
- Паспорт заявителя. Без документа, удостоверяющего личность, бумаги не примут к регистрации.
- Доверенность, если заявитель действует через третье лицо. Документ оформляется только в нотариальной конторе и в нем содержаться полномочия по подаче документации в Росреестр и получения результата.
- Согласие на реализацию имущества от второй половинки, если недвижимость была приобретена в период брака.
- Разрешение органов опеки, если собственником является несовершеннолетний или недееспособный гражданин.
- Письменный и нотариально заверенный отказ от покупки других сособственников, если недвижимость находится в общедолевой собственности.
- Техническая документация (паспорт и план).
- Выписка из реестра о праве собственности.
- Документ, свидетельствующий о поступлении в собственность недвижимости.
- Чек об оплате пошлины за регистрацию.
Документация подается в территориальное отделение Росреестра или Многофункциональный центр.
Предоставить бумаги можно:
- лично, обратившись в уполномоченные органы;
- воспользовавшись услугами представителя;
- через почтовую связь, направив заказное письмо с уведомлением;
- воспользовавшись сайтом государственных услуг, в электронном виде.
Помимо перечисленных бумаг оформляется заявление с просьбой о проведении регистрации права собственности.
О принятии документов выдается расписка, в которой указывается перечень предоставленных документов, должность и данные принявшего лица, дата принятия и срок выполнения регистрационных действий.
В положенное время надо явиться в орган, который избран местом получения результата (Росреестр или МФЦ) и получить выписку из реестра, свидетельствующую о регистрации прав.
Подготовка документов осуществляется в срок, не превышающий 10 дней.
Если в заявлении было указано об отправлении ответа письмом, то срок может увеличиться до 12 недель.
Особенности оформления недвижимости в собственность по наследству
Одним из способов получения недвижимого имущества является наследование.
После смерти наследодателя в течение полугода нужно обратиться в нотариальную контору. Следует написать заявление о принятии наследства, предоставить правоустанавливающие документы на помещение, завещание (если имеется).
По прошествии 6 месяцев, если не объявятся иные претенденты на наследство, выдается свидетельство о наследстве.
Свидетельство о наследстве является документом, подтверждающим переход права собственности к новому владельцу. Для полноты прав необходимо обратиться в Росреестр с документами и произвести регистрацию права собственности.
Наследство также считается принятым, если:
- наследники фактически им пользуются (проживают в наследственной квартире, платят коммунальные платежи);
- выплатили долги наследодателя;
- охраняют собственность от иных лиц и т.д.
Но это не является основанием для распоряжения полученным имуществом. Только после проведения регистрационной процедуры, собственность можно будет реализовать.
Наследование неприватизированной квартиры
Получить в собственность неприватизированное жилье можно при наличии следующих обстоятельств:
- подача ходатайства о включении квартиры в наследство;
- предоставление документов и заявления на приватизацию;
- совместное проживание в такой квартире.
Таким образом, приватизационная процедура должна быть начата еще при жизни наследодателя.
Изменения, произошедшие в законе о регистрации недвижимости, кардинально его изменили. Предполагается, что нововведения упростят процедуру, а так же обезопасят от мошенничества.