Приватизация – это порядок по передаче недвижимого имущества в собственность граждан и юридических лиц из государственного и муниципального фонда.
Содержание
Начало приватизационным действиям было положено еще в 1991 году. В настоящий момент закон о бесплатной приватизации был продлен до 2018 года.
Законодательное регулирование
Основным нормативным актом, регулирующим проведение приватизации, является ФЗ от 2004 года «О приватизации жилищного фонда в РФ». Помимо федерального законодательства, вопросы о передаче земли в собственность граждан и организаций регулируются региональными нормативными актами.
Общие положения о приватизации:
- В ней принимают участие все лица, прописанные в строении.
- Осуществляется один раз в жизни на безвозмездной основе. Исключение оставляют несовершеннолетние дети, которые имеют право один раз до 18 лет участвовать и один раз после наступления совершеннолетия.
- Права и интересы детей представляют их законные представители или опекунские органы.
- Недвижимость после проведения приватизации поступает в собственность лиц в равных долях.
- Лицо, выразившее отказ в участии, сохраняет право пожизненного проживания в доме.
Кто вправе участвовать
Участвовать в приватизации дома могут только все прописанные лица. Если кто-то не желает воспользоваться своим правом, то он может написать отказ в пользу другого зарегистрированного лица. Стоит отметить, что при отказе не утрачивается право пользования жильем. Но право участвовать в реализации недвижимости утрачивается, т.е. продать дом или квартиру такому лицу не получится.
Желание в участии в приватизации выражается совместным заявлением. Отказ оформляется в нотариальной конторе.
Несовершеннолетние лица участвуют в приватизации с согласия законных представителей и опекунских органов. Поэтому детям по достижении 18 лет предоставляется право еще один раз участвовать в приватизации, т.к. это связано с тем, что до совершеннолетия ребенок не выражал своего мнения по поводу проведенных действий.
А при достижении совершеннолетия приобретается полная дееспособность, т.е. лицо способно отвечать за свои действия и выражать свою волю.
Если гражданин не имеет возможности лично осуществлять действия, то он вправе нанять представителя. Для предоставления интересов потребуется оформить нотариальную доверенность, в которой прописывается перечень полномочий.
Какая необходима документация
Для оформления приватизации, а также в дальнейшем проведения регистрации права собственности потребуются определенные документы. К ним относятся:
- Паспорта лиц, которые изъявили желание участвовать в приватизации.
- Свидетельство о рождении, если участвует несовершеннолетний гражданин.
- Письменное заявление с просьбой о передаче имущества в порядке приватизации. Если участников несколько, то должны стоять подписи каждого. Отказ оформляется в письменной форме и нотариально заверяется.
- Выписка из реестра о земельном участке, расположенном под объектом недвижимости.
- Разрешительная документация на возведение дома и иных построек.
- Выписка из реестра недвижимости об имеющихся обременениях.
- Кадастровая документация на строение.
- Справка обо всех зарегистрированных лицах в доме.
- Сведения о том, что ранее граждане не участвовали в приватизации.
- Документ, на основании которого дом находится в пользовании (ордер, договор социального найма жилья, наследуемое владение и т.д.).
- Заявление в Росреестр о проведении регистрации права собственности.
- Квитанция об оплате государственного сбора за проведение регистрационных действий.
Региональным законодательством могут устанавливаться дополнительные документы. Если имеются льготные категории граждан, то необходимо предоставление подтверждающей документации.
Последовательность действий
Для получения дома в собственность необходимо выполнение ряда действий.
С чего начать
Первое, что следует сделать – это выяснить, кому на праве собственности принадлежит интересуемое строение. Для этого необходимо обратиться в Росреестр и заказать выписку. В ней подробно будет изложена актуальная информация.
Если окажется, что владельцем является частная организация, то получить дом или иное строение бесплатно в порядке приватизации не получиться. Связано это с тем, что в приватизации участвуют объекты недвижимости, принадлежащие государству или муниципалитету.
Алгоритм действий
Необходимые этапы:
- Обращение в органы местного самоуправления с заявлением о передаче дома в собственность.
- Получение кадастрового паспорта и плана, если имеются. В случае если документы ранее не были оформлены, то следует пригласить специалиста, который соберет информацию, необходимую для составления паспорта на объект недвижимости.
- Выписка о том, что ранее в приватизации не участвовали.
- Получение выписки от управляющей компании (Сельсовет и т.д.) об отсутствии задолженности по платежам, а также справку из домовой книги о прописанных лицах.
- Получение ответа на обращение. Решение предоставляется в письменном виде. В случае отказа должны быть указаны основания для отрицательного ответа. Если решение положительное, то документы подаются на регистрацию.
- Предоставление документации в Росреестр для проведения регистрации права собственности. Вместе с документами подается чек об уплате государственной пошлины. Если документы подаются без квитанции, то она должна быть предоставлена в течение 5 дней, иначе бумаги возвращаются без рассмотрения.
- Подача бумаг в многофункциональный центр или в отделение Росреестра.
- Получение выписки. Выписка – это документ, свидетельствующий о том, что право собственности зарегистрировано за определенным лицом. Если постановка на кадастровый учет и регистрация прав осуществляется одновременно, то на это уйдет 10 дней. В случае только проведения регистрации собственнических прав – 7 дней.
Как приватизировать
Для разных объектов недвижимости существуют различные особенности приватизации.
Дом на дачном участке
Если лицо является членом дачного или садового товарищества и имеет в пользовании земельный участок, то вправе его получить в собственность в порядке приватизации. В отношении таких участков и строений была упрощена схема получения недвижимости в собственность. Приватизация осуществляется в соответствии с законом о «дачной амнистии». Для строений закон был продлен до 2018 года.
Приватизацию строения и участка можно провести одновременно, если ранее участок не был получен в собственность.
Чтобы оформить в собственность дом, находящийся на участке необходимо заполнить декларацию об объекте, в которой отображаются следующие сведения:
- наименование строения – дом;
- количество этажей;
- имеющиеся коммуникации или их отсутствие;
- адрес места нахождения участка, на котором находится строение;
- кадастровый номер земельного участка;
- площадь дома;
- материал, из которого построено здание.
Так же в Росреестр подаются:
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документ, на основании которого осуществляется пользование домом и землей;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Заброшенный дом
Заброшенный дом со временем приходит в аварийное состояние и проживание в нем становится невозможным. Аварийным дом признается особой комиссией, которая дает заключение. Если строение признается не пригодным для проживания, то прописанным лицам предоставляется жилье.
Причем площадь нового дома определяется установленными минимальными нормами жилплощади на одного человека. В настоящее время на одного человека предусмотрено 18 кв. м.
Например, семья из 3 человек проживала в доме по ордеру площадью 50 кв. м. Признав его аварийным, семье был предоставлен новый дом площадью 18 кв. м. * 3 = 54 кв. м.
До момента признания жилья аварийным, можно воспользоваться приватизацией. Но в таком случае дом поступает в собственность граждан. После признания дома непригодным для проживания здание должно быть освобождено. Гражданам предоставляется равноценное жилье.
Например, после приватизации в собственность женщины поступила квартира площадью 32 м кв. После расселения дома, она получит квартиру такой же площади. Если размер нового жилья будет больше, то за дополнительные метры придется доплатить.
Поэтому, если дом находится в непригодном для проживания виде, то следует добиться признания его аварийным. После этого получить квартиру площадью не менее, чем предусмотрено законом. И только после этого произвести приватизацию.
Дом в деревне
Особенность приватизации дома в деревне является определение статуса помещения после приватизации. Так, если помещению присваивается наименование «нежилое помещение», то приватизация проводится по схеме, что и дачного домика.
Если же требуется получение жилищных льгот, то у строения должно быть наименование «жилое», т.е. пригодное для круглогодичного проживания. Жилое помещение должно отвечать определенным требованиям. В нем должны быть:
- комнаты и другие подсобные помещения, необходимые для удовлетворения жилищных нужд;
- коммуникации (свет, вода, санитарный узел, отопление и т.д.);
- несущие конструкции и другое оборудование помещения должно отвечать требованиям строительных и санитарных норм.
Потребуются следующие документы:
- паспорта всех лиц, прописанных в доме;
- заявление о проведении приватизации;
- кадастровая документация на дом и участок;
- справка об отсутствии долгов по оплате коммунальных платежей;
- заполненная декларация о недвижимости;
- документ, на основании которого осуществляется пользованием зданием;
- оплаченная госпошлина (предъявляется при регистрации прав).
Получение только части строения
Приватизировать можно не только целое строение, но и его часть.
Такие случаи бывают, если другие жильцы не хотят участвовать в приватизации, а письменные отказы не желают оформлять. Для оформления потребуется, чтобы помещение имело изолированный выход и доступ к местам общего пользования.
Выдел части дома осуществляется в судебном порядке.
Стоимость
Приватизация – это возможность, предоставляемая государством гражданам и организациям, получить в собственность недвижимость на бесплатной основе. Это означает, что за само строение не придется платить, а вот за его оформление придется выложить некоторую сумму.
Перечень возможных затрат:
- Снятие ксерокопий с документов.
- Оплата государственной пошлины. В 2016 году она равна 2 тыс. рублей;
- Если кадастровая документация на помещение не была получена, то придется заплатить за оформление паспорта и плана помещения.
- Оплата услуг представителя, если интересы заявителя представляет третье лицо.
- Оформление отказа от приватизации у нотариуса.
Таким образом, даже бесплатная приватизация может обойтись в приличную сумму.
Начисление налога
Если в приватизации помещения участвует несколько лиц, то в собственность недвижимость поступает в равных долях. Это означает, что недвижимость будет в общедолевой собственности. Исключение составляет отказ в пользу конкретного лица. В таком случае его доля в недвижимости увеличивается.
Таким способом все жильцы могут отказаться, например, в пользу несовершеннолетнего, который вправе воспользоваться приватизацией дважды: один раз до 18 лет, другой – после. Это позволит родителям ребенка в порядке приватизации получить другой объект недвижимости.
Если недвижимость находится в общедолевой собственности, то другие сособственники имеют преимущественное право покупки доли другого.
Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, обязаны осуществлять ежегодную оплату налога. Если собственник один, то оплата производит им единолично. В случае если владельцем является несовершеннолетний, то обязанность по уплате налога на недвижимость ложится на его родителей.
Если собственников несколько, то налог начисляется пропорционально доле. Причем доля в недвижимости должна быть оформлена и зарегистрирована за конкретным лицом.
Таким образом, приватизация дома – это процедура по получению объекта недвижимости в собственность на бесплатной основе от государства или муниципалитета при выполнении ряда действий. В приватизации участвуют все лица, зарегистрированные в помещении.
Дом поступает в единоличную собственность (если участвовал один человек) или в общедолевую (если несколько граждан). За каждым из участвовавших в приватизации оформляется право собственности.