Стать на учет или зарегистрироваться по адресу постоянного места жительства необходимо каждому гражданину. Даже если жилец является собственником квартиры, он обязан пройти процедуру регистрации, иначе такой владелец жилья будет проживать в ней незаконно. Согласно ст. 19.15.1 КоАП РФ такой гражданин может быть привлечен к административной ответственности с уплатой штрафа от 1,5 до 3 тыс.руб.
Содержание
Для регистрации на собственной жилплощади владелец квартиры обязан сам явиться в паспортный стол или территориальный орган миграционной службы и предоставить три документа:
- Заявление установленного образца ( Форма №6).
- Документ, удостоверяющий право собственности на квадратные метры.
- Паспорт.
При обращении лица, не являющегося владельцем квадратных метров, для прописки в квартире собственника будет необходимо его письменное согласие, а также всех остальных прописанных на данной жилплощади лиц.
Также будет необходимо предоставить квитанцию об уплате госпошлины в установленном размере.
Если гражданин ранее был оформлен по другому адресу, потребуется штамп в паспорте о выписке из прежнего жилья, а также справка с военкомата о снятии с учета. При передвижении в пределах одного города такая справка не нужна, а процедура выписки из старой квартиры происходит автоматически.
Постоянная и временная
Временная прописка необходима при длительном, более 90 дней, нахождении на территории иного населенного пункта. Местом оформления проживания может любая недвижимость, располагающая необходимыми условиями: квартира, частный дом, комната, а также различные пансионаты, социальные объекты, медицинские организации – в этом случае заявителю для постановки на учет нужен только паспорт.
Временная прописка оформляется на срок до 3 лет и по истечении оговоренного в заявлении срока, автоматически прекращает свое действие. При оформлении данного вида учета выписка из основного места проживания не требуется, но понадобится справка из военкомата о снятии с учета, а также письменное согласие и личное присутствие владельца квартиры.
Часто оформление временной прописки является следствием подписания договора найма жилого помещения. В таком случае сроки и условия найма, а соответственно, и временной прописки оговариваются дополнительно и в самом договоре.
Постоянная регистрация выдается на бессрочный период и может завершиться только по личной воле прописанного. Также стоит учесть, что зарегистрированный гражданин вправе прописать по месту своей регистрации собственного несовершеннолетнего ребенка без согласия хозяина жилья и остальных проживающих на данной жилплощади.
Что дает прописка
Основное преимущество, которое дает прописка в квартире собственника – это право пользоваться жилым помещением, но не распоряжаться им (совершать сделки купли-продажи, оформлять договора найма и т.д.).
При постоянной прописке такое право может быть утеряно только при личном желании гражданина. Кроме того, существенным преимуществом является возможность получения различных социальных выплат и пособий, право пользования бесплатной медицинской помощью, право приема в общеобразовательные и дошкольные учреждения, оформления на постоянное место работы.
Кроме благ, регистрация накладывает на гражданина и обязанности, такие как своевременная оплата коммунальных платежей и содержание жилья в порядке. При несоблюдении данных условий собственник может обратиться в суд с требованием выселить нерадивого жильца.
Прописка в приватизированной и коммунальной квартире
Правила прописки в квартире собственника устанавливаются в зависимости от того является эта жилплощадь приватизированной либо не является. Приватизированное жилье предполагает наличие письменного согласия его владельца. Если правом владения обладает несколько прописанных, то потребуется и их согласие. Согласие зарегистрированных на данной жилплощади не собственников жилья не потребуется.
Если иные владельцы жилья не имеют возможности лично явиться в паспортный стол для изъявления своей воли, можно оформить у нотариуса доверенность на одного из них, которая предоставит ему право регистрации граждан без личного присутствия остальных владельцев.
Можно обойтись без присутствия хозяина жилплощади в паспортном столе, оформив у нотариуса:
- Письменное разрешение на регистрацию.
- Доверенность на право регистрации (данный документ может быть оформлен на любого гражданина).
Если жилье не приватизированное, и является муниципальной собственностью, то процесс регистрации будет сложнее. В этом случае необходимо обратиться в департамент жилищной политики по адресу нахождения жилплощади для получения письменного разрешения, которое выдается по истечении 2-4 дней с даты обращения.
На положительное решение будут влиять установленные нормативы жилых метров на одного зарегистрированного в данной не приватизированной квартире. Как правило, на каждого прописанного должно приходиться не менее 10-15м2.
В случае, указанном выше, также потребуется письменное согласие всех прописанных на данной жилплощади лиц. Вместо свидетельства собственника, наниматель предъявляет договор социального найма или ордер.
При оформлении данной процедуры в коммунальной квартире согласие остальных жильцов потребуется только в случае, если они являются владельцами своей доли в коммунальной квартире.
Прописка ребенка
Регистрация ребенка до 14 лет потребует присутствия только его законного представителя, который составляет заявление с соответствующей просьбой. Дети старше 14 лет сами заполняют данный вид заявления.
При этом разрешения всех хозяев квадратных метров, а также всех зарегистрированных на них жильцов на прописку ребенка до 18 лет, не требуется, если родитель сам зарегистрирован на данной жилплощади. Потребуется свидетельство о рождении ребенка, согласие второго родителя и справка с места его прописки, если он проживает в другом месте.
Также необходимо предоставить листок убытия, свидетельствующий о выписке из предыдущего жилья. При его отсутствии сотрудник, принимающий заявление, сам делает запрос, в результате чего происходит автоматическое снятие с учета заявителя по старому адресу и последующее оформление на новой жилплощади.
Прописка супруга
Для регистрации законного супруга или иных членов семьи, достигших совершеннолетия, потребуется разрешение хозяина квадратных метров. Кроме того, потребуются паспорта обоих супругов и свидетельство о праве собственности. Зарегистрировать супруга по новому месту жительства необходимо в течение 10 дней с даты выписки по старому адресу.
Регистрация всех родственников, не зависимо от степени родства, потребует согласия владельца жилья. Исключением могут быть только несовершеннолетние дети.
Порядок оформления
Для оформления прописки необходимо лично явиться в паспортный стол или миграционную службу с пакетом необходимых документов и написать заявление установленного образца.
Необходимые документы
Стандартный пакет документов, нужных для того чтобы прописаться в квартире собственника, включает:
- паспорта заявителя и владельцев (нанимателей) жилого помещения;
- заявление, составленное в письменной форме, установленного образца №6;
- свидетельство о рождении для несовершеннолетних;
- согласие второго родителя, если он прописан по другому адресу;
- свидетельство на право собственности либо договор найма/ордер (для неприватизированных квартир);
- штамп о выписке со старого адреса проживания;
- справка с военкомата (если новое жилье расположено в другом регионе).
Все документы будут возвращены владельцам, кроме заявлений от всех присутствующих и паспорта лица, претендующего на регистрацию в жилом помещении. Его документ, удостоверяющий личность, будет изъят на время прохождения данной процедуры.
Сроки
Сроки оформления по новому месту жительства варьируется от 3 до 10 дней, получение справки о временной прописки может занять до 14 дней. При необходимости получения письменного разрешения от департамента жилищной политики для муниципального жилья, срок может продлиться еще на 2-4 дня.
В случае если при подаче заявления будет отсутствовать штамп в паспорте о выписке из предыдущего жилья, срок оформления может растянуться на 14 – 30 дней. Дополнительное время потребуется при создании официального запроса по старому месту жительства заявителя. Следует учесть, что в данных сроках учитываются только рабочие дни.
Причины отказа
Работники паспортного стола вправе отказать в регистрации в случае:
- Предоставления заявителем неполного пакета документов.
- Отсутствия надлежаще составленного согласия владельца квадратных метров.
- Договора аренды или найма квартиры, составленного с ошибками.
- Наличия у заявителя заболевания, которое может быть опасно для окружающих.
Риски
При оформлении постоянной прописки владелец не сможет выселить новоиспеченного жильца без его желания. Также он не сможет препятствовать регистрации на своей жилплощади несовершеннолетних детей зарегистрированного лица.
С другой стороны, для родственников, не являющихся владельцами, риск прописки в квартире собственника состоит в отсутствии права принимать решение, касающееся прописки любых других лиц, а также участвовать в сделках купли-продажи и аренды данного жилого помещения. Родственники, не являющиеся собственниками, не смогут повлиять на обмен и оформление договора дарения.