Узнаем, как прописаться в квартире после покупки

Total
0
Shares

С принятием в 1993 году закона, регламентирующего условия регистрационного учета граждан России, термин «прописка» был заменен на более актуальное понятие «регистрация». Слово «прописка» перестало использоваться в официальных документах, но осталось в бытовом употреблении, включающем и общение с представителями соответствующих государственных органов. Поэтому обращение с вопросами по поводу того, как прописаться в своей квартире, не вызовет у работников многофункциональных центров или ФМС никакого удивления.

Где можно прописаться

Зарегистрироваться можно только в предназначенном для проживания помещении. Это:

  • жилой дом (здание, удовлетворяющее бытовым и иным нуждам, связанным с проживанием);
  • квартира или её часть;
  • комната в жилом здании (к примеру, в общежитии) или в квартире.

Регистрация носит, как правило, уведомительный характер. За создание препятствий в постановке на учет, неправомерный отказ, для должностных лиц предусмотрена административная ответственность.

Обратиться с заявлением о регистрации можно:

  • в паспортный стол по месту расположения помещения (территориальное подразделение миграционной службы);
  • в многофункциональные центры оказания услуг (МФЦ);
  • посредством использования электронного сервиса сайта «gosuslugi.ru».

Сотрудники МФЦ осуществляют прием необходимых для прописки заявлений с приложениями и направляют их в соответствующее территориальное подразделение ФМС, где и происходит постановка на регистрационный учет.

Помимо личного обращения лица, имеющего право на предоставления помещения для прописки, допускается представление его интересов по нотариальной доверенности, в которой указываются полномочия в отношении конкретного помещения.

Виды прописок

Существует два основных вида прописки (регистрации):

  • Регистрация по месту жительства (постоянная прописка). При её оформлении в общегражданский паспорт ставится соответствующий штамп.
  • Регистрация по месту пребывания. Обязательна при сроке фактического проживания более 90 дней по адресу, отличающемуся от места постоянного проживания. При оформлении такой регистрации, постоянная прописка не меняется и не аннулируется. Время пребывания указывается в свидетельстве о регистрации, законодательно такой срок не ограничивается и определяется по договоренности с лицом, предоставляющим жильё для регистрации. При истечении срока, установленного свидетельством, снятие с учета происходит автоматически.

Как прописаться в квартире через госуслуги

Посредством сервиса на официальном сайте «gosuslugi.ru», можно подать заявление о необходимой регистрации и записаться на приём в нужное территориальное подразделение. Информация об адресах нахождения подразделений, осуществляющих регистрационный учет, времени их работы и контактных телефонах, имеется в соответствующем разделе данного интернет-портала.

Осуществить же саму постановку на регистрационный учет, без посещения ведомственного подразделения лично или через уполномоченное лицо, нельзя.

Для получения услуги, оказываемой государственным электронным порталом «gosuslugi.ru», требуется зарегистрироваться на сайте для создания «личного кабинета». При регистрации необходимо указать адрес электронной почты, на который будут направляться различные уведомления, в том числе о ходе рассмотрения поданных обращений.

После авторизации на сайте, нужно зайти в раздел «Паспорта, визы, регистрация» и из него перейти в раздел «Регистрация граждан».

В данном разделе можно получить подробную информацию, касающуюся документации, требующейся для регистрационных действий. Если нужно быстро получить первичную информацию по ряду вопросов, касающихся регистрации, например, как прописаться в квартире после покупки, то иногда бывает достаточно просто ознакомиться с описанием соответствующей услуги. Эти сведения доступны без авторизации на сайте и кратко описывают порядок получения прописки, её аннулирования.

Услуги, связанные с постановкой на регистрационный учет, оказываются бесплатно. Срок рассмотрения электронного заявления не превышает трёх рабочих дней. По окончании рассмотрения обращения, на адрес электронной почты придет уведомление о времени и месте приема должностным лицом.

В обращении нужно указывать реквизиты документов, удостоверяющих личность и право на использование помещения, выступающего в качестве места прописки.

Документы, необходимые для прописки

При регистрации нужны следующие документы:

  • Паспорт регистрируемого лица. Если прописываются дети, предъявляется свидетельство о рождении.
  • Заявление о регистрации. Бланк выдается сотрудником, принимающим документы.
  • На помещение, являющееся местом прописки. Обычно это свидетельство о собственности или договор социального найма.
  • Удостоверяющие личность владельца помещения или лица, пользующегося помещением по найму (либо их уполномоченного представителя).

При прописке по месту жительства, регистрируемое лицо сдаёт паспорт сотруднику, принимающему заявление, для последующего проставления штампа о прописке. На время оформления, взамен паспорта выдается соответствующая справка.

Конкретный перечень документ зависит от вида требующихся регистрационных действий.

Для регистрации по месту жительства:

  • заявление (если регистрируется лицо, не являющееся владельцем помещения, требуется заявление от всех собственников жилья, кроме случаев прописки несовершеннолетних детей собственника или лица, уже прописанного на постоянной основе);
  • правоустанавливающие документы на помещение;
  • паспорта регистрируемого и прописывающих его лиц.

Регистрация по месту пребывания:

  • заявление;
  • паспорт (лицами, постоянно находящимися вне пределов России, может предъявляться заграничный паспорт);
  • документ, подтверждающий возможность временного проживания в определенном помещении (на собственность или право использования);
  • документы, удостоверяющие права законного представителя (для лиц, не достигших 14-летнего возраста).

Снятие с учета по месту пребывания:

  • заявление о снятии с регистрационного учета;
  • паспорт гражданина РФ или заграничный паспорт (для лиц, постоянно живущих вне пределов РФ).

Снятие с регистрационного учета:

  • паспорт;
  • заявление о снятии с учета по месту жительства.

Прописка в разные типы недвижимости

В связи с достаточно активным использованием информационных технологий при оказании государственных услуг, в том числе и по регистрации граждан, исчезли многие неудобства в виде длительного ожидания результата постановки на учет или огромных очередей. Поэтому, например, такая проблема, как быстро прописаться в квартире, стала просто неактуальной.

Прием населения в большинстве регионов происходит в порядке электронной очереди. При подаче заявлений о регистрации, если это не касается помещений, не являющихся частной собственностью, не нужно получать различные справки и разрешения.

Список документов, подаваемых с заявлением о прописке, может несколько отличаться в зависимости от вида помещения, которое будет являться местом проживания или пребывания.

Новая квартира

Если требуется прописаться в новую квартиру и сменить адрес постоянной прописки, то сначала нужно сняться с учета по предыдущему адресу. Для этого потребуется:

  • подать заявление о снятии с учета по причине смены места проживания;
  • получить листок убытия, который нужно будет предъявить при регистрации по новому адресу.

Если новое жильё находится в этом же населенном пункте, то можно не выписываться, а сразу обратиться в подразделение, осуществляющее регистрацию по новому адресу.

Такое подразделение, в рамках внутриведомственного взаимодействия, самостоятельно снимет обратившегося с учета, переставшего быть актуальным. Однако это существенно увеличит срок оформления новой регистрации.

Для прописки не важно, в результате чего было получено право собственности на квартиру (наследство, дарение, покупка и т.п.), при обращении предоставляются одни и те же документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • свидетельство на собственность;
  • листок убытия.

Срок оформления прописки занимает от 1 до 5 дней (в зависимости от количества выходных). Если при подаче заявления не был представлен листок убытия, то срок оформления составит от 7 до 15 дней.

Иные документы, например, военный билет, наличие которого было обязательным до 2002 года, не нужны, а требования предоставить дополнительную документацию, являются незаконными.

Прописка в новостройке

Порядок регистрации в только что построенном доме, не отличается от обычной прописки, если уже имеются документы о праве собственности.

Но нередко вопрос как прописаться в купленную квартиру, становится актуален именно в случае приобретения недвижимости в новом доме. Довольно часто, документы на собственность оформляются в течение определенного времени с момента сдачи в эксплуатацию.

При необходимости, можно получить временную регистрацию, которая иногда требуется при приёме на работу или записи в детский сад. Для этого нужно будет представить следующие документы:

  • паспорт;
  • заявление;
  • акт о вводе здания в эксплуатацию (допускается предоставление копии такого акта);
  • договор об участии в долевом строительстве;
  • письменное разрешение застройщика на проживание.

Чужая квартира: приватизированная и неприватизированная

Для регистрации по месту жительства в чужой приватизированной квартире (или находящейся в собственности по другому основанию), обязательно согласие всех её владельцев. Исключением является регистрация родителями, постоянно прописанными в квартире, своих несовершеннолетних детей.

В паспортный стол предоставляются:

  • заявление от собственника (всех сособственников) квартиры. Если владелец моложе 14 лет, то заявление от его имени составляется и подписывается законным представителем;
  • документы о собственности на помещение;
  • паспорт регистрируемого лица.

Если квартира используется по договору социального найма, то для прописки лица, не состоящего в близких родственных отношениях с нанимателями, площадь помещения должна соответствовать учётной норме конкретного населенного пункта. Если размер площади позволяет зарегистрировать ещё одного человека, то наниматели должны обратиться в территориальный департамент управления имуществом с соответствующим заявлением.

В паспортный стол в этом случае нужно будет предоставить следующие документы:

  • письменное согласие департамента управления имуществом;
  • заявление от каждого нанимателя;
  • ордер на проживание или договор найма.

Сама по себе прописка не влечет появление прав по распоряжению жилым помещением. Зарегистрированное лицо не может предоставлять помещение для проживания своим близким родственникам или супругу без согласия владельцев. Исключение делается только в отношении несовершеннолетних детей прописанного лица.

Для прекращения постоянной регистрации без согласия прописанного лица, не являющегося собственником жилья, потребуется обращение в суд. Если прописанный относится к социально незащищенным категориям населения и не имеет возможности прописаться по другому адресу, суд может отказать в отмене регистрации.

Для аннулирования регистрации по месту пребывания до окончания времени её действия, достаточно просто обратиться с соответствующим заявлением в подразделение ФМС или передать такое обращение через МФЦ.

Статьи по теме

Прописываем человека в квартире, соблюдая все тонкости

Для того чтобы прописать человека в квартире владельцу жилплощади и лицу, претендующему на прописку, следует лично явиться в орган регистрационного учета (территориальное подразделение ФМС РФ, паспортный стол и т.д.). Содержание…
Подробнее

Разбираемся, как просто сделать смену управляющей компании в многоквартирном доме

Не всегда управляющие компании в многоквартирных домах выполняют свои обязанности добросовестно. Невыполнение взятых обязательств побуждает собственников отказаться от услуг управленцев. Содержание Где можно прописатьсяВиды прописокКак прописаться в квартире через госуслугиДокументы,…
Подробнее

Все о том, как получить технический паспорт на дом

Когда дом построен, необходимо получить техническое разрешение ввода его в эксплуатацию. Такой документ выдает БТИ, называется он «технический паспорт на дом». Без его оформления никакое строение нельзя оформить в собственность.…
Подробнее

7 сделок с недвижимостью, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению

Сделки с недвижимостью — затяжной и требующий предельной аккуратности и точности процесс. Для того чтобы впоследствии совершенная сделка не была признана недействительной, важно осознавать роль нотариуса в сделках с недвижимостью.…
Подробнее