Правила ввода в эксплуатацию жилого дома

Total
0
Shares

Чтобы признать домостроение законным, необходимо ввести дом в эксплуатацию. Акт ввода домостроения в эксплуатацию дает возможность зарегистрировать его в государственном реестре. Удостоверяющим документом служит «Акт ввода в эксплуатацию» или «Акт приемки домостроения», заполненный по специальной форме.

Подтверждающий документ выдается по месту регистрации органами исполнительной власти.

Зачем нужно вводить дом в эксплуатацию

Фактически акт ввода в эксплуатацию переводит домостроение и дальнейшее действие с ним в правовое государственное поле. Эта процедура предусматривается и для домостроений после кардинальных перепланировок и реконструкций. Если сделать образное сравнение, это «удостоверение личности» вашего дома, выданное государством.

Наличие акта дает возможность и право:

  • регистрации адреса и прописки;
  • получения социальных выплат и льгот;
  • внесения в списки Федеральной Службы Государственного Реестра;
  • регистрации в Государственном кадастре;
  • возможности переоформить домостроение;
  • оформить наследство, акт дарение;
  • продать, переоформить дом;
  • производить налоговые вычеты.

С целью систематизации государственных кадастровых реестров и возможности гражданам России оформить домостроения в соответствии с правовой нормативной базой до 1 марта 2018 года введена упрощенная система ввода в эксплуатацию («дачная амнистия»).

По истечении указанного срока процедура будет осуществляться по общим правилам.

На жилые домостроения, не введенные в эксплуатацию, предусматриваются административные штрафы. В случае незаконно возведенных зданий с нарушением правовых норм градостроения возможен снос.

Оформление

Можно узаконить и ввести домостроение в эксплуатацию после того, как дом построен и в нем проживают. Когда дом строится, то для того, чтобы начать процесс ввода в эксплуатацию нужно, чтобы он соответствовал техническим нормам ввода в эксплуатацию.

Нужно пригласить специалистов из Бюро Технической Инвентаризации для оформления технического паспорта и комиссию для ввода в эксплуатацию.

Готовность домостроения для ввода в эксплуатацию:

  • строение не больше 10 метров в высоту (меряют по высоте конька крыши), иметь не более 2 этажей, площадь не больше 300 м.кв.;
  • стены должны быть отштукатурены;
  • полы могут быть забетонированы, но в ванной и санузлах положено финишное покрытие;
  • ванная и санузлы в состоянии эксплуатации;
  • должны присутствовать лестничные пролеты, наличие временных конструкций не допускается;
  • цокольный этаж не должен превышать высоту 2 метра, 10 сантиметров;
  • нежилая площадь не должна быть оснащена элементами системы отопления;
  • должны быть подведены коммуникации: вода, свет, отопление;
  • в случае отсутствия центральной канализации, предусматриваются 2 колодца под канализацию на участке;
  • участок должен быть очищен от строительного мусора и заключен договор на вывоз мусора;
  • расстояние между источником тепла и воспламеняющимися конструкциями должно быть выдержано в соответствии пожарным стандартам.
  • должно быть наличие вентиляционных ходов и каналов;
  • реальные размеры и планировка должна соответствовать проекту.

Как ввести дом в эксплуатацию

Для введения дома в эксплуатацию нужно предоставить ряд документов. Строение должно соответствовать техническим нормам для того, чтобы комиссия могла оформить акт ввода. Комиссия состоит из представителей пожарной, санитарной, экологической службы и архитектурного отдела.

Существует необходимый перечень документов.

Разрешение на строительство

На усмотрение владельца. Предоставляется местными органами исполнительной власти, администрацией самоуправления.

Разрешение на строительство подтверждает соответствие проекта нормам градостроения и проекту межевания. Является основанием для разрешения подведения коммуникаций (газа, воды, электроэнергии).

В том случае если идет речь о частном домостроении до 300 м.кв., не выше 10 метров, не больше 3 этажей.

Срок действия 10 лет, сохраняет силу в случае смены владельца. При упрощенной схеме введения жилого фонда в эксплуатацию, разрешение на строительство и полный рабочий проект не требуется. Нет необходимости оформлять разрешение на строительство для возведения дач (без подведения газа), подсобных домостроений, гаража и некапитальных строений.

Технический паспорт на домостроение

Выдается бюро технической инвентаризации (БТИ) на основе обмеров, сделанных специалистами бюро. Если есть отклонения от первоначальной проектной документации, необходимо зафиксировать их в плане БТИ. Также нужно Государственное свидетельство, подтверждающее право собственности.

Справка об отсутствии арестов и ограничений

Справка выдается ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав).

Кадастровый паспорт

Если в ходе строительства произошли изменения или поправки нужно их внести в паспорт (дополнительные строения, изменение месторасположения дома и т. д.). Для внесения изменений в кадастровый паспорт рекомендуют сделать фотосъемку объекта.

Приглашение комиссии для составления акта ввода в эксплуатацию

Комиссии создаются при исполкомах и включают в себя сотрудников архитектурного отдела, пожарной, санитарной и экологических инстанций. Срок рассмотрения 10 дней.

Согласование и утверждение в комитете по архитектуре и градостроению

После рассмотрения и утверждения, комитетом выдается разрешение на процедуру согласование ввода в эксплуатацию службами водоснабжения, газа и электроснабжения.

В комитет архитектуры и градостроения нужно представить такие документы:

  • заявление о вводе в эксплуатацию;
  • акт приема комиссией;
  • документы, удостоверяющие право собственности (свидетельство о регистрации);
  • разрешение на строительство;
  • кадастровый план;
  • справка о том, что на дом не наложен арест;
  • проект на дом.

Когда весь пакет документов на руках и подписан всеми инстанциями, он передается на рассмотрения в исполкомы или органы самоуправления, для получения акта ввода в эксплуатацию.

Вопрос должен быть рассмотрен в течение 10 дней. Далее можно зарегистрировать и утвердить адрес домостроения и прописку. Первоначально адрес регистрируется при оформлении разрешительных документов на строительство.

Заключительным этапом будет предоставление документов в отдел архитектуры и градостроения с заявлением о вводе в эксплуатацию. Все вышеперечисленные справки акты, планы БТИ необходимо приложить к пакету документов.

Срок рассмотрения занимает 30 календарных дней. Утвержденный пакет документов регистрируется еще раз в БТИ, но уже без выезда специалистов и замеров.

Упрощенная схема ввода строений в эксплуатацию

Действует закон до 1 марта 2018 года. По упрощенной схеме:

  • не требуется разрешительный пакет документов;
  • БТИ выдает технический паспорт без пакета разрешительной документации;
  • не проходят согласование в отделе архитектуры;
  • не выезжает комиссия для оформления актов.

Правоустанавливающим органом, выдающим акт о вводе в эксплуатацию, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по конкретному территориальному региону.

Документы для упрощенной системы ввода в эксплуатацию:

  • свидетельство, подтверждающее право собственности;
  • кадастровый план, схема участка с подсобными строениями;
  • проект дома;
  • акт исполкома о приемке домостроения;
  • справка о пожарной безопасности;
  • обследование и акт инженера по строительству на соответствие строительным, санитарным, экологическим нормам;
  • справки о наличии и функционировании коммуникаций (газ, свет, вода);
  • выкопировка земельного участка с расположением близлежащих домов и сооружений;
  • план БТИ (технический паспорт).

Пакет документов предоставляется в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и дом вводит в эксплуатацию. Выдается акт государственной регистрации.

Когда закончится срок «дачной амнистии» домостроения будут оформлять по обычной системе регистрации и ввода в эксплуатацию.

Какие могут возникнуть сложности, если дом не введен в эксплуатацию:

  • штрафы и взыскания;
  • отключение от систем коммуникаций;
  • несанкционированные постройки без разрешительных документов могут привести к судебным искам и сносу строения.

Технический паспорт на дом и инвентаризация

Технический паспорт выдается на основании инвентаризации домостроения. Данный документ не устанавливает право владения, а описывает технические характеристики строения.

Включает в себя:

  • габаритные размеры дома;
  • поэтажный план;
  • общую площадь, год постройки;
  • описание конструкции и инженерных систем.

Документы, которые нужно представить, чтобы провести техническую инвентаризацию:

  • разрешение на строительство;
  • акт выделения участка и отвода земли;
  • документы о праве собственности (свидетельство о регистрации);
  • проектную документацию (если есть);
  • кадастровый план земельного участка.

После проведения технической инвентаризации выдается технический паспорт на дом. При продаже дома, дарении, передачи в наследство проводится с согласия участников сделки техническая инвентаризация.

Сроки

Если владелец самостоятельно вводит дом в эксплуатацию, процедура может занять минимум два месяца. Максимальные сроки зависят от правильности оформления поданных документов, соблюдения всех норм и правил, перечисленных выше.

Каждая инстанция придирчиво относится к нормативным документам, поэтому оформить все с первого раза проблематично. Процесс может затянуться на несколько месяцев.

Сберечь нервы и время помогут юридические фирмы, которые специализируются на недвижимости. Юридические фирмы вводят дом в эксплуатацию в зависимости от месторасположения дома и пакета документов в течение 10-30 дней.

Стоимость ввода дома в эксплуатацию зависит от региона, объема домостроения. Минимально небольшой дом с условием, что вы сами оформляете документы, может обойтись в пределах 25 000-30 000 рублей. В Москве цены на порядок выше, стартуют от 60 000 рублей.

Юридические фирмы в Москве берут за оформление документов от 90 000 рублей и выше. Точные расценки вам озвучат после ознакомления с пакетом документов и домостроением.

Как проверить введен ли дом в эксплуатацию

Когда оформлен акт на введение частного домостроения в эксплуатацию, то инстанция, которая оформила его, согласно нормативным правилам, должна, в течение 3 дней направить копию в исполкомы по месту регистрации.

Органы местной исполнительной власти вводят его в реестр и осуществляют строительный надзор. Этот факт будет подтверждением того, что дом введен в эксплуатацию.

Акт ввода объекта в эксплуатацию

Правоустанавливающим документом, который подтверждает и легализирует ваше домостроение, является акт ввода объекта в эксплуатацию. Этот акт подписывается архитектором, санитарной и пожарной службой. Если строительство вела подрядная организация, то должна стоять подпись подрядчика. Образец формы должны предоставлять органы, которые выдают акт.

Советы, рекомендации

Специалисты рекомендуют заказать проект дома. Нет необходимости делать полный рабочий проект (включает в себя все коммуникации), достаточно архитектурно-строительной части. Проект нужен строителям, в нем указаны нагрузки и расчет фундамента. При наличии проектной документации легче пройти согласования во всех инстанциях.

Внимательно следите за тем, чтобы в планы были внесены все изменения. Это предупредит повторные исправления и лишние расходы.

Лояльно относитесь к замечаниям и советом комиссии. Как показывает практика, повод для формальных поправок можно найти на каждом объекте, что в итоге затягивает процесс оформления дома.

Делайте дубликаты всех справок и документов. В любой момент можно воспользоваться дополнительной аргументацией в согласующих инстанциях.

Если вы не смогли по разным причинам доделать второй этаж, а дом нужно ввести в эксплуатацию, то возможна поэтажное введение. Но необходимо помнить, что после завершения строительства, повторно придется вводить домостроение в эксплуатацию.

Процесс ввода в эксплуатацию довольно сложный и занимает достаточно много времени. Но для того чтобы домостроение стало законным и признано государством, необходимо пройти все этапы согласований, ввести дом в эксплуатацию, получить акт ввода объекта в эксплуатацию.

Наличие документа даст возможность в правовом поле производить все действия, связанные с домостроением. Продавать, сдавать в аренду, вводить в наследство, решать вопросы регистрации и прописки.

С юридической точки зрения, дом будет защищен от неправовых действий сторонних лиц и органов. Заключать договора на поставку услуг можно только на домостроения, введенные в эксплуатацию и внесенные в реестр. Мечта каждого человека создать собственный очаг, построив дом. Чтобы защитить свою мечту и узаконить владение, нужно пройти процедуру ввода дома в эксплуатацию.